РУ БЕ EN

«Формирование национальной идентичности учащихся через создание интегративной системы гражданско-патриотического воспитания»

План мероприятий по реализации проекта

«Формирование национальной идентичности учащихся через создание интегративной системы гражданско-патриотического воспитания»

на 2023/2024 учебный год

 

п/п

Мероприятия

Период исполнения

Ответственные

1.                  

Рассмотрение на педагогическом совете вопросов:

об определении направлений проектной деятельности учреждения образования на 2023-2026 годы;

об утверждении плана реализации проекта на 2023/2024 учебный год

август

 

руководство школы

2.                  

Кадровое обеспечение реализации проектной деятельности

сентябрь

руководство школы

3.                  

Изучение научно-методических, дидактических материалов, нормативных документов по теме педагогического проекта

сентябрь-октябрь

 

руководство школы, творческая группа педагогов

4.                  

Подбор диагностического инструментария, проведение входной диагностики уровня сформированности гражданских компетенций участников образовательного процесса

октябрь-

ноябрь

руководитель проекта, педагог-психолог

5.                  

Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на внедрение проекта средствами учебных предметов и через внеклассную деятельность

октябрь-декабрь

руководитель проекта, творческая группа педагогов

6.                  

Организация информационного, сетевого и творческого взаимодействия участников реализации проектной деятельности

постоянно

руководитель проекта

7.                  

Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся по теме педагогического проекта

постоянно

руководитель проекта, творческая группа

8.                  

Подготовка печатной продукции (диагностические, информационно-просветительские материалы и т.д.)

постоянно

руководитель проекта, творческая группа

9.                  

Разработка и проведение методического семинара для педагогов «Методические аспекты группового взаимодействия педагогов в современном информационном пространстве учреждения образования»

декабрь

руководитель проекта

10.             

Cоздание виртуальной экспозиции школьного музея, частичная

цифровизация музейных материалов и экспонатов

январь-май

руководитель проекта, руководитель школьного музея

11.             

Проведение декады открытых уроков, мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся, формирование их национальной идентичности

февраль- апрель

руководство школы, творческая группа педагогов

12.             

Проведение методического семинара «Развитие и воспитание личности учащегося средствами учебного предмета»

март

руководство школы

13.           

Поддержание материально-технической базы педагогического проекта, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм образовательного процесса

постоянно

руководство школы

14.             

Изучение материалов периодической печати, материалов сети Интернет, тематической литературы, создание аннотированного списка литературы по инновационной деятельности каждого педагога

постоянно

руководитель проекта, творческая группа педагогов

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Актуальность проекта

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Формирование национальной идентичности обучающихся – одна из краеугольных задач воспитания подрастающего поколения в современном образовательном учреждении. Без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа невозможно полноценное развитие государства. Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, человека, осознающего свою национальную принадлежность. От того, насколько человек почувствовал свою сопричастность происходящему, осознал ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития Республики Беларусь. Именно национальная идентичность во взаимосвязи с гражданской есть сущностная основа сохранения идентичности страны.

В условиях культурной, экономической, социальной, цифровой трансформации общества, где молодые люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, которые будут передаваться последующим поколениям, решение проблемы национальной идентичности играет особую роль. Образованная и любящая свою Родину молодежь является стратегическим ресурсом развития нашей страны. Поэтому воспитание, наряду с обучением, рассматривается как одна из важнейших составляющих гражданского образования. А так как обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, то, дополняя друг друга, они служат единой цели воспитания человека с активной гражданской позицией.

Современные проблемы гражданско-патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы – кризиса духовности. Угрожающей тенденцией являются попытки деформации исторической памяти как результата умышленного и целенаправленного искажения истории, навязывания чуждых смыслов и интерпретаций, политизации ключевых событий и дат. Через СМИ и произведения искусства часто транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры, подвергая сомнению такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Вследствие этого у подрастающего поколения стали проявляться равнодушие к своей Родине, бездуховность. В целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства 2023 год объявлен Годом мира и созидания. Ключевыми направлениями определены совершенствование системы военно-патриотического воспитания населения, продвижение мирных инициатив граждан и общественности, содействие межконфессиональному диалогу, обеспечивающему мир и согласие в белорусском обществе, позиционирование созидательного труда как главного условия развития белорусского государства.

Выявленные противоречия между государственным образовательным заказом на формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии и кризисом нравственных ценностей в обществе определили направление проектной деятельности и выбор темы представленного проекта «Создание интегративной системы гражданско-патриотического воспитания как условия формирования национальной идентичности учащихся». Работа над проектом позволит уделить особое внимание оптимизации существующего подхода к гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, интенсифицировать процесс интеграции обучения и воспитания обучающихся с целью создания комплексной системы работы по формированию национально-культурной идентичности обучающихся.

Основная идея проекта заключается в том, что в условиях трансформации ценностно-мировоззренческих идеалов общества формирование национальной идентичности учащихся требует создания целостной интегративной системы гражданско-патриотического воспитания учреждения образования.

Новизна проекта заключается в разработке алгоритма формирования национальной идентичности учащихся и внедрении модели интегративной системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Значимость проекта заключается в реализации государственной Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы.

Цели и задачи

Цель: создание условий для формирования национального самосознания и идентичности учащихся посредством организации целостного образовательного пространства, ориентированного на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое развитие.

Задачи:

  1. Обеспечить систему управления проектом по созданию интегративной системы гражданско-патриотического воспитания и формированию национальной идентичности учащихся.
  2. Разработать методический инструментарий и научно обосновать комплекс оптимальных организационно-педагогических условий формирования гражданско-патриотических компетенций учащихся, их национальной идентичности.
  3. Разработать диагностический инструментарий и механизмы мониторинговой деятельности.
  4. Создать развивающую образовательную среду на основе комплексного планирования учебной и внеклассной работы при изучении героического прошлого белорусского народа.
  5. Определить образовательно-воспитательный потенциал историко-культурных ресурсов региона и возможности его использования в учебной и внеклассной работе учреждения образования.
  6. Создать условия для формирования самостоятельности, ответственности, активной жизненной позиции учащихся на основе принципов гражданственности.
  7. Оптимизировать модель алгоритма формирования национально-культурной идентичности учащихся через интеграцию учебной и внеурочной деятельности учреждения образования.

 

Ожидаемые результаты педагогического проекта

Предполагается, что реализация проекта:

  • позволит создать целостную образовательную систему, ориентированную на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое развитие учащихся;
  • позволит обогатить опыт педагогов по проектированию и осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование гражданско-патриотических компетенций учащихся;
  • обеспечит создание методических продуктов, внедрение которых в образовательный процесс позволит реализовать процесс формирования национальной идентичности учащихся;
  • создаст условия для повышения уровня национального самосознания и идентичности учащихся;
  • обеспечит повышение вовлеченности учащихся всех ступеней образования в мероприятия патриотической направленности;
  • создаст условия для самостоятельности, ответственности, проявления активной жизненной позиции учащихся на основе принципов гражданственности.
свернуть

Интернет-ресурсы: