Актуальность проекта
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Формирование национальной идентичности обучающихся – одна из краеугольных задач воспитания подрастающего поколения в современном образовательном учреждении. Без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа невозможно полноценное развитие государства. Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, человека, осознающего свою национальную принадлежность. От того, насколько человек почувствовал свою сопричастность происходящему, осознал ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития Республики Беларусь. Именно национальная идентичность во взаимосвязи с гражданской есть сущностная основа сохранения идентичности страны.
В условиях культурной, экономической, социальной, цифровой трансформации общества, где молодые люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, которые будут передаваться последующим поколениям, решение проблемы национальной идентичности играет особую роль. Образованная и любящая свою Родину молодежь является стратегическим ресурсом развития нашей страны. Поэтому воспитание, наряду с обучением, рассматривается как одна из важнейших составляющих гражданского образования. А так как обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, то, дополняя друг друга, они служат единой цели воспитания человека с активной гражданской позицией.
Современные проблемы гражданско-патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы – кризиса духовности. Угрожающей тенденцией являются попытки деформации исторической памяти как результата умышленного и целенаправленного искажения истории, навязывания чуждых смыслов и интерпретаций, политизации ключевых событий и дат. Через СМИ и произведения искусства часто транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры, подвергая сомнению такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Вследствие этого у подрастающего поколения стали проявляться равнодушие к своей Родине, бездуховность. В целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства 2023 год объявлен Годом мира и созидания. Ключевыми направлениями определены совершенствование системы военно-патриотического воспитания населения, продвижение мирных инициатив граждан и общественности, содействие межконфессиональному диалогу, обеспечивающему мир и согласие в белорусском обществе, позиционирование созидательного труда как главного условия развития белорусского государства.
Выявленные противоречия между государственным образовательным заказом на формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии и кризисом нравственных ценностей в обществе определили направление проектной деятельности и выбор темы представленного проекта «Создание интегративной системы гражданско-патриотического воспитания как условия формирования национальной идентичности учащихся». Работа над проектом позволит уделить особое внимание оптимизации существующего подхода к гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, интенсифицировать процесс интеграции обучения и воспитания обучающихся с целью создания комплексной системы работы по формированию национально-культурной идентичности обучающихся.
Основная идея проекта заключается в том, что в условиях трансформации ценностно-мировоззренческих идеалов общества формирование национальной идентичности учащихся требует создания целостной интегративной системы гражданско-патриотического воспитания учреждения образования.
Новизна проекта заключается в разработке алгоритма формирования национальной идентичности учащихся и внедрении модели интегративной системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Значимость проекта заключается в реализации государственной Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы.
Цели и задачи
Цель: создание условий для формирования национального самосознания и идентичности учащихся посредством организации целостного образовательного пространства, ориентированного на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое развитие.
Задачи:
- Обеспечить систему управления проектом по созданию интегративной системы гражданско-патриотического воспитания и формированию национальной идентичности учащихся.
- Разработать методический инструментарий и научно обосновать комплекс оптимальных организационно-педагогических условий формирования гражданско-патриотических компетенций учащихся, их национальной идентичности.
- Разработать диагностический инструментарий и механизмы мониторинговой деятельности.
- Создать развивающую образовательную среду на основе комплексного планирования учебной и внеклассной работы при изучении героического прошлого белорусского народа.
- Определить образовательно-воспитательный потенциал историко-культурных ресурсов региона и возможности его использования в учебной и внеклассной работе учреждения образования.
- Создать условия для формирования самостоятельности, ответственности, активной жизненной позиции учащихся на основе принципов гражданственности.
- Оптимизировать модель алгоритма формирования национально-культурной идентичности учащихся через интеграцию учебной и внеурочной деятельности учреждения образования.
Ожидаемые результаты педагогического проекта
Предполагается, что реализация проекта:
- позволит создать целостную образовательную систему, ориентированную на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое развитие учащихся;
- позволит обогатить опыт педагогов по проектированию и осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование гражданско-патриотических компетенций учащихся;
- обеспечит создание методических продуктов, внедрение которых в образовательный процесс позволит реализовать процесс формирования национальной идентичности учащихся;
- создаст условия для повышения уровня национального самосознания и идентичности учащихся;
- обеспечит повышение вовлеченности учащихся всех ступеней образования в мероприятия патриотической направленности;
- создаст условия для самостоятельности, ответственности, проявления активной жизненной позиции учащихся на основе принципов гражданственности.
Мы в соцсетях: