Методическая работа
Педагогический совет
04.01.2024Сегодня в ГУО "Свислочская средняя школа им. А.Г. Червякова" прошёл педагогический совет по теме "Совершенствование профессиональной компетентности педагогов как условие повышения эффективности развития и воспитания учащихся". В работе педсовета приняла участие заведующий ГУ «Пуховичский районный учебно-методический кабинет» Римашевская Елена Владимировна. Педагоги познакомились со стадиями профессионального становления, ключевыми компетенциями учителя. Педагоги стали не только активными слушателями, но охотно делились своим опытом. В практической части выработали модель профессиональной компетенции.
Методические ресурсы
www.president.gov.by | Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь |
www.minedu.unibel.by | Министерство образования Республики Беларусь |
www.giac.unibel.by | Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь |
http://minsk.edu.by/ | Комитет по образованию Мингорисполкома |
http://mosue.minsk.edu.by/ | Управление образования администрации Московского района |
http://www.infopark.by/ | Национальный инфопарк |
http://www.fio.by | Республиканский центр Интернет-образования |
http://www.praca.by | Сайт «Профсоюзное движение Беларуси» |
http://mp.minsk.edu.by/ | Минский городской методический портал |
http://rikz.unibel.by | Республиканский институт контроля знаний |
http://ripo.unibel.by | Республиканский портал «Профессиональное образование» |
http://www.letolager.narod.ru | Организация отдыха учащихся в УО РБ во время каникул |
http://www.nlb.by/ | Национальная библиотека Беларуси |
http://mgiro.minsk.edu.by/ | Минский городской институт развития образования |
http://iso.minsk.edu.by | МГИРО информатизация системы столичного образования |
http://boiro.brest-region.edu.by/ | Брестский институт развития образования |
http://inf.mp.minsk.edu.by/ | «Информатика» |
http://geo.mp.minsk.edu.by/ | «География» |
http://history.mp.minsk.edu.by/ | «История» |
http://bio.mp.minsk.edu.by/ | «Биология» |
http://chem.mp.minsk.edu.by/ | «Химия» |
http://math.mp.minsk.edu.by/ | «Математика» |
http://bel.mp.minsk.edu.by/ | «Белорусский язык и литература» |
http://nsch.mp.minsk.edu.by/ | «Начальная школа» |
http://phys.mp.minsk.edu.by/ | «Астрономия» |
http://phys.mp.minsk.edu.by/ | «Физика» |
http://music.mp.minsk.edu.by/ | «Музыка» |
http://rus.mp.minsk.edu.by/ | «Русский язык» |
http://languages.mp.minsk.edu.by/ | «Иностранные языки» |
http://trud.mp.minsk.edu.by/ | «Трудовое обучение» |
http://sport.mp.minsk.edu.by/ | «Физическая культура» |
http://www.pedagog.bn.by | Предметникам |
Семинар для специалистов системы образования района "Построение образовательной траектории школьников в области ИКТ"
29 марта 2023 года в ГУО «Свислочская средняя школа им. А.Г.Червякова» прошел семинар для специалистов системы образования района «Построение образовательной траектории школьников в области ИКТ. От первоклассника до выпускника». Большой интерес участников вызвали проект «Робот-планшет» и эксперимент «Как заставить лего-машину двигаться быстрее», проведенный учащимися 4 "А" класса Булахом Глебом, Валахом Тимуром и Кедо Артёмом.
Педагогический совет "Организация контрольно-оценочной деятельности как одного из основных условий повышения качества образования"
"Организация контрольно-оценочной деятельности как одного из основных условий повышения качества образования"
В оценке зачастую мало
педагогики и много власти.
Е.Ильин
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и психологических принципов организации контрольно-оценочной деятельности.
Задачи: раскрыть роль процесса оценивания в повышении уровня учебной мотивации;
рассмотреть психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя;
проанализировать результативность применения методов и приемов контроля усвоения знаний учащихся педагогами школы;
выработать рекомендации по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний.
Педагогический совет "Обобщение педагогического опыта работы как форма повышения профессионального мастерства педагогов"
Обобщение педагогического опыта работы как форма повышения профессионального мастерства педагогов
https://drive.google.com/open?id=1Mpd4u49yp0SgACmhpchJvePhRRf8-rKU
Цель педагогического совета: Повышение роста профессионального мастерства педагогов в условиях современной школы.
Задачи:
- обобщить опыт педагогов школы;
- показать элементы педагогической технологии, применяемой в опыте, уточнить и осмыслить ее особенности;
- изучить методические материалы, характеризующие основные идеи по формированию личности педагога современной школы.
Занятие по интересам "Я пою"
Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном
материале и вокальных произведениях
Задачи:
Учить правильному произношению скороговорок, пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.
Развивать певческий и артикуляционный аппарат. Формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Формировать речевую культуру. Воспитывать внимательность и добросовестное отношения к труду.
Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Оборудование: фортепиано, зеркало, носовой платок, ложка, аудиоаппаратура, музыкальные произведения современного направления.
План занятия:
- I. Организационный момент.
Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с учениками.1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, С.Ч.Натаровой .
2.Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок.
- Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова
- Работа над исполнением песни: - контрастные эмоции, аккомпанемент.
- «- прочтение вокальной фразы, мысленное пропевание мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией, исполнение песни под фонограмму «-»:
Ход занятия:
- Объявление темы, цели и задач урока через беседу - диалог с учениками.
Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас.
Вопрос ученику: Что же это за инструмент?
Человеческий голос.
Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека. Голос – это не игрушка. А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал.
Интересный момент. Чтобы спортсмен стал чемпионом, ему нужно много и упорно трудиться. Но прежде чем он начнёт свой цикл упражнений ему требуется хорошо разогреть свои мышцы. Иначе, он может получить физическую травму. То же самое происходит и с человеческим голосом. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.
Вопрос ученику: А какие это органы? – ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие.
Всё, что мы с вами перечислили это называется?
Артикуляционный аппарат.
Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.
Вопрос ученику: - А из чего может состоять зарядка вокалиста? Из вокальных упражнений и скороговорок. Нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его.
Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.
- Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.
- Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .
Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Сделаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос».
Вопрос ученику: - Объясните, а зачем мы выполняем этот вид работы? – Мы настраиваем дыхательный аппарат, потому что знаем, что дыхание – это основа пения.
- Распевание. Использование вокальных упражнений:
А теперь наш класс превращается в луг. Время года – лето. Друзья по школе, Руслан и Маришка, пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. И вдруг ваше внимание привлекает странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудногорезонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («пр-р», в высокой тесситуре - «машина едет в горку и с горки»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле. Чистка интонации. Опевание ступеней).
Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шее - звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ёжик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает (« дук-дик-дак-дик» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение, с опорой на тонику)! Смешной ёжик вызвал смех. (Упр. «Ха-ха-ха», активная работа диафрагмы). Друзья решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой. (Упр. «Там-тики-тики»).
- На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)
- Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.
- По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.
- Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.
- Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
- До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.
- Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.
- По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.
Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.
Скороговорка "Буду бить я в барабан" (сидя )
"Буду бить я в барабан, буду бить я в бубен". Обратить внимание ребенка на сонорные согласные, вспомнить как их правильно произносить.
Отмечать хлопком доли. Четко произносим текст на улыбке в заданном ритме. Сначала медленно, затем увеличивая темп.
Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»
Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.
3.Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова.
Идти было скучно. Дорогой друзья придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).
Обращение к ученикам: - Ребята, а зачем мы сейчас делаем эти упражнения? – Развиваем мышцы лица, артикуляционный аппарат.
А потом друзья стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.
Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. Вы молодцы! Замечательно справились с поставленной задачей. А теперь, давайте вспомним наши главные правила вокалиста (прочтение – памятка «Наказ вокалисту»).
Трактат о пении (XVI в. архимандрит Матфей)
Чтоб красиво петь до гроба
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.
Ощутите точки две:
В животе и в голове.
Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться.
Вдох короткий, как испуг,
И струной тяните звук.
Если вы наверх идете,
Надо глубже опираться.
Всех тогда перепоете,
Хоть и нечем заорать.
Если ж вниз идете вы,
Не теряйте «головы».
Не рычите, словно зверь,
«Открывайте» мягко дверь.
Что такое звук прикрыть,
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Надо к «е» прибавить «и»,
«А», где «о», а «о», где «у»,
Но не в глотке, а во лбу.
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.
Пойте мягко, не кричите, молча партии учите.
И не слушать никого, кроме Бога одного!
- Работа над исполнением песни «Людоед» - муз. В. Чистякова, сл. М. Яснова - контрастные эмоции, аккомпанемент.
Друзья мои, а сейчас, на примере данной песни, мы попробуем закрепить то, что делали на зарядке, в скороговорках.
- «Маленький кораблик», муз. и сл. В. Колесникова:
- ученик вокально выразительно читает текст первого куплета, используя музыкальную фразу;
- мысленно пропевает мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией;
- исполняет песню под фонограмму «-».
- «Простая песенка», муз. и сл. К. Ситник:
- ученица показывает мелодию песни a kap.;
- исполняет песню под фонограмму «-».
III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия.
Подведём итоги нашего занятия. Вопрос ученику: Что мы делали на уроке?... Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными звуками в скороговорках и распевках. Повторили вокальные правила. Вопрос ученику: Получилось – ли у нас приблизиться к образцу? В чём были трудности? Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Мы сегодня хорошо потрудились! Спасибо за плодотворную работу!
Список используемой литературы:
- Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.
- Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. – № 5.
- Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.
- Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.
- Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – М., 1996.
7.В. Федонюк . Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003 г.
- Рыжкова–Гришина Л. В. «Волшебный букварь», «Гармония», тверская обл.типография, 2004 г.
Интернет источники:
- http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-vokalu-s-detmi-5-7-let.htm
- http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-vokalu-264735.html
Используемая нотная литература:
- Сборник песен на Детской эстрадной танцевальной волне. В. Чистяков. Изд-во «Композитор», С-П, 1999.
План – конспект
занятия
по вокалу
Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях
педагог дополнительного образования
Левицкая А.А.
2020
Мы в соцсетях: