РУ БЕ EN

«Формирование метапредметных компетенций учащихся в условиях информатизации образования»

«Формирование метапредметных компетенций учащихся в условиях информатизации образования»

«Формирование метапредметных компетенций учащихся в условиях информатизации образования»

Педагоги во всех странах мира все лучше осознают преимущества, которые дает умелое использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере общего образования. ИКТ помогают решать проблемы повсюду, где существенное значение имеют знания и коммуникация

ЮНЕСКО, 2011

 Актуальность педагогического проекта

В условиях информатизации общества, современная система образования призвана формировать у обучающихся умения учиться и добывать информацию из различных источников. Особое значение приобретает организация информационного образования, а также повышение информационной культуры обучающихся. Только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным информационным ресурсам и безопасному их использованию.

Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Мы живем в эпоху революции средств коммуникации. Современный мир уже никогда не будет прежним, будущее сейчас во многом зависит от способностей подрастающего поколения, от его умения понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. Информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, интеллектуально-творческую личность, способную к решению постоянно возникающих задач и готовую к ответственности за результаты принятых решений

Для свободной ориентации в информационных потоках современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи и для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать цифровой и информационной грамотностью.

Актуальность данного проекта заключается в том, что перед системой образования остро стоят следующие вопросы: могут ли формировать сегодня педагоги метапредметные  результаты, которые предполагают,  что  ученики  будут  владеть универсальными  учебными  умениями  информационно-логического,    организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и  коммуникационных  технологий  для  сбора,  хранения,  преобразования  и  передачи различных  видов  информации,  базовыми  навыками  исследовательской  деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века.

  Статистический анализ, проведенный Аналитическим центром НАФИ, показал, что большинство детей и подростков знают о возможностях интернета, могут быстро найти информацию, с легкостью разобраться в интерфейсе нового гаджета или сформировать свою ленту новостей. В то же время они не осознают угроз цифровой среды и склонны верить в ее безопасность. Поэтому в сложном комплексе первоочередных проблем компьютеризации образования, ключевой задачей является формирование информационной грамотности педагогов и учащихся.

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе стимулирует обучающихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая новые возможности для каждого.

Ключевым фактором цифровой и информационной грамотности для обучающихся является умение самостоятельно мыслить, находить пути решения проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, выдвигать гипотезы, обладать способностью планировать свою работу и прогнозировать результаты.

Противоречия, которые можно решить с помощью формирования метапредметных компетенций учащихся:

- между возрастающей «суммой» информации, направленной на обучающегося, и его индивидуальными, личностными особенностями, целостностью представлений об окружающем мире;

- между традиционными методами преподавания и интерактивными средствами и приемами работы, стимулирующими познавательный процесс;

- между необходимостью самостоятельно приобретать знаний и отсутствием навыков информационной грамотности.

Новизна данного проекта заключается в том, что современная система обучения требует от педагогов и учащихся информационной грамотности, умений работать с визуальной информацией, обладать широким спектром межпредметных компетенций.

Значимость проекта заключается в реализации государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы, государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. 

Цели и задачи

Цель: формирование метапредметных компетенций учащихся как системы знаний и умений, необходимых для самостоятельной учебно-познавательной деятельности, посредством повышения цифровой грамотности и информационной культуры учащихся.

Задачи:

  • Обеспечить взаимодействие педагогического коллектива, социума, семьи и учащихся по созданию условий для формирования метапредметных компетенций учащихся;
  • Формировать цифровую и информационную грамотность учащихся как условие безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета;
  • Познакомить учащихся с многообразием информационного мира;
  • Внедрять информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс;
  • Создать условия для формирования самостоятельности, ответственности, активной жизненной позиции учащихся на основе принципов метапредметности.

Ожидаемые результаты педагогического проекта

Предполагается, что реализация проекта:

  • обеспечит повышение качества знаний учащихся, а также качества метапредметных результатов;
  • позволит изменить профессиональное мышление педагогов, обогатить опыт педагогов по проектированию и осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации;
  • позволит создать методические продукты (сценарии учебных занятий, цифровые ресурсы, дидактические и контрольно-измерительные материалы), внедрение которых в образовательный процесс позволит обеспечить формирование метапредметной компетентности обучающихся;
  • обеспечит условия для цифровой трансформации образовательного процесса, обуславливающей положительную динамику уровня метапредметной компетентности обучающихся;
  • создаст условия для преодоления психологического барьера использования компьютера и ИКТ в учебной деятельности.
свернуть

Отчет о результатах реализации педагогического проекта

ОТЧЕТ

о результатах реализации педагогического проекта

«Формирование метапредметных компетенций учащихся в условиях информатизации образования»

Сроки реализации: 2021 – 2023 годы

 

Согласно программе, реализация проекта осуществлялась в три этапа:

  1. подготовительный этап (сентябрь - декабрь 2021);
  2. внедренческий этап (январь 2022 – январь 2023 года);
  3. рефлексивный (оценочный) этап (февраль – май 2023 года).

Основная цель подготовительного этапа заключалась в разработке организационного механизма реализации педагогического проекта, формировании проектной команды.

В реализации проекта были задействованы педагоги, имеющие высшее образование и первую или высшую квалификационную категорию.  Данные свидетельствуют о высоком кадровом потенциале, профессиональной компетентности членов проектной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности было организовано в соответствии с планом и включало подготовку пакета диагностического инструментария по изучению степени удовлетворённости качеством обучения родительской общественностью; определено содержание и формы мониторинга мотивации учебной деятельности учащихся, сформированности метапредметных компетенций у учащихся.

Методическое сопровождение теоретической и практической деятельности педагогов в период реализации проекта строилось на основе принципа непрерывного профессионального образования (самообразование, система методической работы, повышение квалификации педагогов).  В рамках этого направления было организовано проведение консультаций и ряда методических мероприятий:

  • участие педагогов в тематических вебинарах;
  • курсовая подготовка педагогов по темам «Использование сервисов Web 2.0 в обеспечении продуктивности современного образовательного процесса», «Метапрофессиональные компетенции современного учителя химии как основа устойчивого образовательного процесса»;
  • обучение педагогов работе с различными компьютерными программами и девайсами на базе ресурсного центра «Образовательная робототехника»;
  • онлайн семинары по работе с различными образовательными интернет-ресурсами (2021/2022 учебный год);
  • семинар-практикум «Использование интернет-сервисов на уроке. Технология QR-кода в образовательном процессе» (декабрь 2022 года);
  • педагогический совет «Формирование цифровой грамотности обучающихся посредством создания современной информационно-коммуникативной среды учреждения образования» (январь 2023 года).

Внедренческий этап работы над проектом был направлен на реализацию педагогических инициатив по повышению уровня сформированности метапредметных компетенций обучающихся, повышение уровня их цифровой и информационной грамотности через систему урочной и внеурочной деятельности.

В школе созданы условия для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся – в учреждении образования функционирует научное общество учащихся. Сложилась система работы с одаренными учащимися.

Приобретение учащимися базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение ими современных технологий, самоопределение и ориентацию учащихся на деятельность в различных социальных сферах обеспечивают наш STEM-центр и действующий на его базе ресурсный центр «Образовательная робототехника». Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знаний, в основе которой лежит разработка новых и оптимизация существующих технических решений, технологий. Таким образом не только развивается конструкторское мышление, фантазия, мелкие и точные движения, но и повышается цифровая грамотность учащихся учреждения образования, развивается их познавательная активность, формируются «гибкие навыки».

Образовательный процесс отличается многообразием используемых форм индивидуальной, групповой и коллективной работы на уроках и во внеурочное время в разных их сочетаниях. Формирование метапредметных компетенций учащихся рассматривается педагогами как возможность их успешной самореализации во всех сферах деятельности, умение применять полученные знания на благо общества.

Мероприятия по повышению цифровой грамотности учащихся школы являются важным компонентом как учебной, так и внеклассной работы. Издание и распространение информационно-образовательных материалов по вопросам ответственного и безопасного пользования средствами связи и коммуникации, проведение уроков информационной безопасности, тематических викторин, квестов, круглых столов.

В ходе реализации проекта педагоги школы разработали алгоритм   работы по формированию метапредметных компетенций учащихся как системы знаний и умений, необходимых для самостоятельной учебно-познавательной деятельности, посредством повышения цифровой грамотности и информационной культуры учащихся.

Оценка результатов реализации педагогического проекта

  1. Критерий: Метапредметные компетенции учащихся.

Показатели:

  • динамика формирования познавательной, регулятивной и учебно-управленческой компетенций;
  • уровень мотивации учебной деятельности учащихся.

Способ измерения:

  • анализ участия в предметных и межпредметных конкурсах, олимпиадах;
  • методика «Составь план действий»;
  • тесты «Диагностика метапредметных и личностных результатов»;
  • методика «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» А. Д. Андреевой.

Оценка результатов:

  • Динамика формирования метапредметных компетенций – входная и итоговая диагностика свидетельствует о положительной динамике уровня сформированности таких метапредметных компетенций как познавательной, регулятивной и учебно-управленческой.

Овладение метапредметными компетенциями способствует успешному освоению учащимися содержания учебных предметов на повышенном уровне, для которого характерны большой объём и высокая когнитивная сложность. Столь же значимо освоение метапредметных компетенций для обучающихся, готовящихся к предметным олимпиадам, различного рода интеллектуальным конкурсам, занимающихся исследовательской работой. Необходимо отметить появление у учащихся заинтересованности в проведении научно-исследовательских работ не только по отдельным учебным предметам, но и на стыке нескольких научных направлений.

  • Мотивация учебной деятельности – сравнительный анализ результатов входной и итоговой диагностики уровня мотивации учебной деятельности учащихся школы указывает на положительную динамику показателей и переход от «позитивного отношения к учению» к более высокому уровню – «продуктивной мотивации и позитивному эмоциональному отношению к учению».

Учащиеся учреждения образования проявляют высокий уровень заинтересованности к участию в предметных конкурсах и олимпиадах. Положительную динамику можно проследить на примере участия учащихся во втором этапе республиканской предметной олимпиады: в 2020/2021 учебном году – 6 участников по 5  учебным предметам (5 дипломов), в 2021/2022 учебном году – 7 участников по 9 учебным предметов (5 дипломов), в 2022/2023 учебном году – 14 участников по 10 учебным предметам (9 дипломов).

  1. Критерий: цифровая грамотность учащихся.

Показатели:

  • оценка уровня цифровой грамотности учащихся;
  • регулярность занятий с использованием ИКТ.

Способ измерения:

  • анкета;
  • беседа.

Оценка результатов:

Уровень сформированности цифровой грамотности учащихся:

  • выше среднего – результаты выборочного анкетирования среди учащихся 7-11 классов указывают на сформированность у учащихся цифровой грамотности на уровне выше среднего (72%), при этом отмечается рост уровня цифровой грамотности испытуемых к 11 классу. Учащиеся владеют компетенциями в области передачи и получения цифровой информации, некоторыми навыками защиты личной информации, обеспечения анонимности. В то же время, испытуемые не в достаточной степени используют ИКТ в целях самообразования.
  1. Критерий: информационная культура учащихся.

Показатели:

  • оценка уровня медиаграмотности;
  • сформированность навыков отбора и синтеза получаемой информации.

Способ измерения:

  • анкета;
  • анализ сбора информации.

Оценка результатов:

Уровень медиаграмотности учащихся:

  • средний – результаты выборочного анкетирования свидетельствуют о среднем уровне медиаграмотности у учащихся 8-10 классов (50,7%), при этом отмечается прямая зависимость уровня медиаграмотности испытуемых от их возраста. Большинство респондентов имеют верное представление о медиаграмотности и ее компонентах, однако, подростки большей частью связывают понятие медиа с цифровыми источниками информации. У респондентов на должном уровне сформировано критическое отношение к получаемой информации, они осознают ответственность и возможные последствия размещения собственных медиатекстов в сети Интернет (приложение 3).
  1. Критерий: методическая грамотность педагогов в области формирования метапредметных компетенций.

Показатели:

  • умение разрабатывать дидактические и методические материалы на основе компетентностного подхода.

Оценка результатов:

Уровень методической грамотности:

  • высокий – педагогами разработаны методические материалы для проведения уроков, факультативов, внеклассных занятий различной тематики для учащихся разных возрастных групп, разработана модель формирования метапредметных компетенций учащихся в условиях информатизации образования (приложение 4).

Представление результатов реализации педагогического проекта

В 2022/2023 учебном году на базе учреждения образования прошли два районных семинара, в рамках которых педагоги школы представили опыт реализации педагогического проекта:

Заседание школы лидера образования «Организационно-управленческое, психолого-педагогическое, методическое обеспечение реализации педагогического проекта» 15 декабря 2022 года;

«Построение образовательной траектории школьников в области ИКТ. От первоклассника до выпускника» 29 марта 2023 года.

Материалы проектной деятельности опубликованы на сайте учреждения образования.

Проблемы и перспективы реализации проекта

На сегодняшний день в отечественной образовательной теории и практике метапредметный подход еще не получил достаточного теоретического осмысления и, как следствие, полномасштабной реализации. Не полностью раскрыты педагогические условия и механизмы, лежащие в основе процесса формирования метапредметных компетенций учащихся. В силу этого решение задачи формирования метапредметных компетенций учащихся напрямую зависит от готовности педагогов к решению данной задачи и возможности создания необходимых для этого условий учреждением образования.

Реализация педагогического проекта показывает повышение уровня мотивации учителей и учащихся школы по внедрению прогрессивных технологий, что способствует формированию у учащихся метапредметных компетенций и профессионально-личностному развитию педагогов. Работа по проекту позволяет расширить и углубить систему обеспечения процесса формирования метапредметных компетентностей учащихся, повысить качество знаний учащихся и преобразований в образовательном процессе, разработать и тиражировать систему эффективных приемов формирования метапредметных компетентностей учащихся.

свернуть

Интернет-ресурсы: