РУ БЕ EN

Ресурсный центр информационных технологий «Образовательная робототехника»

Урок информационной безопасности

«Безопасный Интернет»

(для учащихся 5-7 классов)

 

Цель: обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи:

1) информировать обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

2) информировать обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи;

3) обучить детей правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях;

4) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Где найти подругу Олю?

Прочитать, что было в школе?

И узнать про все на свете?

Ну конечно, в Интернете!

 

Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети!

  1. Сообщение темы урока.

Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами поговорим об Интернете, а точнее о безопасности школьников в сети Интернет.

(слайд 2) Интернет – это огромное информационное пространство. Благодаря объединению ресурсов миллионов компьютеров, размещённых в различных уголках земного шара, сеть Интернет даёт возможность каждому её пользователю получить доступ к необъятным информационным богатствам, позволяющим узнавать самые разнообразные сведения – начиная от прогноза погоды в конкретное время суток и заканчивая серьёзными аналитическими статьями. Кроме информационной функции, сеть Интернет также предоставляет множество дополнительных возможностей, позволяющих общаться посредством текстовой, голосовой и видеосвязи, загружать на свой компьютер музыку и видеоролики, а также многое другое. Появилась возможность доступа практически к любой информации. Но и миллионы компьютеров получили доступ к вашему компьютеру. Как видите, кроме хорошего, в виртуальном мире есть и опасности. Неправильное поведение в Интернете может принести вред не только вам, но и вашим родным.

(слайд 3) В 1988 году американская Ассоциация компьютерного оборудования объявила 30 ноября Международным днем защиты информации (Computer Security Day). Целью Дня, который также известен как День компьютерной безопасности, является напоминание пользователям о необходимости защиты их компьютеров и всей хранимой в них информации.

(слайд 4) Так как же обеспечивается информационная безопасность в сети и чем же является Интернет для человека: добром или злом? На этот вопрос ответим в конце занятия.

  1. Изучение нового материла.

а) беседа

  • Ребята, как мы можем попасть в Интернет?
  • Для чего вы используете Интернет?
  • С какой целью вы выходите в Интернет?

Интернет позволяет нам узнавать много нового и интересного, ежедневно просматривать новости, искать информацию для работы или учебы, знакомиться и общаться с людьми. Интернет позволяет отдыхать и путешествовать по миру, не выходя из дома. Здесь можно найти много полезного и интересного, НО…   не стоит думать, что, раз информация появилась в Интернете, она является достоверной. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания, много фейковой, то есть ложной информации.

(слайд 5) Чтобы разобраться, какой информации в Сети можно, а какой нельзя доверять, следуйте простым советам:

  • Относитесь к информации осторожно. То, что веб-сайт здорово сделан, еще ни о чем не говорит. Спросите себя: за что этот сайт выступает? В чем меня хотят убедить его создатели? Чего этому сайту не достает? Узнайте об авторах сайта: зайдите в раздел “О нас” или нажмите на похожие ссылки на странице. Узнайте, кто разместил информацию. Если источник надежный, например, университет, то, вполне возможно, что информации на сайте можно доверять.
  • Следуйте правилу трех источников. Проведите свое расследование и сравните три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если вы будете использовать их в своей домашней работе.

(слайд 6) Как предоставлять достоверную информацию?

  • Будьте ответственными – и в реале, и в Сети. Простое правило: если вы не будете делать что-то в реальной жизни, не стоит это делать в онлайне.
  • Когда вы грубите в Интернете, вы провоцируете других на такое же поведение. Попробуйте оставаться вежливым или просто промолчать. Вам станет приятнее.
  • Все, что вы размещаете в Интернете, навсегда останется с вами – как татуировка. Только вы не сможете эту информацию удалить или контролировать ее использование. Размещенная вами в сети информация неприемлемого содержания может отразиться и на вашей реальной жизни.
  • Не занимайтесь плагиатом. То, что материал есть в Сети, не означает, что его можно взять без спроса. Если вы хотите использовать его - спросите разрешения, указывайте ссылки на взятый материал.
  • Сообщая о неприемлемом контенте, вы не становитесь доносчиком. Наоборот, вы помогаете делу безопасности Сети.

ПОМНИТЕ:

  • Проверяйте хотя бы три источника информации, прежде чем решите, что информация достоверна.
  • И в Интернете, и в реальной жизни соблюдайте правила. Агрессия, кража, обман – запрещены. Сообщайте о тех, кто ведет себя подобным образом.
  • Защищайте себя – сейчас и в будущем. Подумайте, прежде чем что-либо разместить в Интернете.

б) просмотр мультфильма «Осторожней в Интернете».

Давайте посмотрим мультфильм, после которого вы ответите, какие угрозы и опасности поджидают пользователей в Интернете (варианты ответов детей).

1) Угрозы, связанные с общением в сети Интернет. Сейчас почти у каждого из нас есть своя страничка в социальных сетях, в которых вы не только общаетесь со своими друзьями, но и знакомитесь с новыми людьми, находите друзей по переписке.

  • Какие вы знаете сайты для общения? 
  • На каких сайтах вы зарегистрированы?
  • Знакомился ли кто-нибудь из вас с новыми людьми на таких сайтах?

Опасность Интернет-общения заключается в том, что большинство людей придумывают себе любой образ: представляют себя известной личностью, выставляют чужие фотографии, то есть ведут переписку от имени другого человека. Часто такими уловками пользуются преступники, люди со злыми намерениями, чтобы завлечь свою жертву, они под именем подростка (мальчика или девочки) некоторое время общаются с вами, втираются в доверие, выясняют ваш адрес, номер телефона или школу, в которой вы учитесь. Затем предлагают встретиться.

   Как вы думаете, что надо делать, чтобы не попасть в такую опасную ситуацию? (варианты ответов детей) Подведем итог.

 (слайд 7) Надо соблюдать следующие правила: 

  • не знакомьтесь с  людьми в Интернете;
  • не указывайте при общении свой номер телефона, адрес и школу, не сообщайте незнакомцам сведения о своей семье;
  • не назначайте встречи с незнакомцами; 
  • если при общении вы заподозрили что-то неладное, сразу сообщите об этом родителям и прекратите общение с этим человеком; 
  • не выкладывайте личные фото, так как ими могут воспользоваться во вред вам; 
  • общайтесь только с проверенными людьми.

Если при общении вас оскорбляют, унижают, издеваются над вами, принуждают выполнять какие-либо действия, платить деньги или проявляют агрессию и нездоровый интерес к вам, - немедленно сообщите родителям!

(слайд 8) 2) Мошенничество в сети. Мошенники могут быть хорошо оснащены и использовать самые разные методы. Например, могут заманчивыми предложениями, выигрышами, викторинами приглашать вас принять участие в играх, где вы должны будите заплатить небольшую сумму денег за это или отправить платное смс на указанный номер. Естественно, ничего вы не выиграете, а только потеряете свои деньги. Мошенники также могут подбирать пароли к вашим страничкам в соц. сетях, чтоб от вашего имени заходит туда и рассылать рекламу (спам). После чего, вашу страницу могут заблокировать.

  Ребята, а вы знаете кто такие хакеры? (Люди, которые умеют взламывать чужие страницы и чужие базы данных). Значит хакеры – это мошенники.

3) Угроза вирусов и заражения персонального компьютера

(слайд 9) Еще одна опасность в сети Интернет – это «Вирус».  Вирусы в виртуальном мире распространяются с помощью вложенных файлов и ссылок в электронные письма, в сообщениях в социальных сетях, через зараженные сайты, через рекламы (баннеры), через зараженные носители (флешка или диск). При этом сообщение с вирусом может быть получено как от постороннего человека, так и от знакомого, но уже зараженного участника сети.

Как вы думаете, чем опасно заражение компьютера вирусами?

Если ваш компьютер заражен, то он подвергается опасности. Что это значит?

А означает это, что вся информация в компьютере может пострадать (она может быть удалена, испорчена, передана без вашего ведома другим людям), могут просматриваться ваши фотографии и видеофайлы, может быть украдена личная информация. Что бы этого избежать необходимо, установить на компьютер антивирусную программу, которая будет защищать ваш компьютер от атаки вирусов и шпионских программ.

(слайд 10) 4) Угроза Интернет-зависимости. Интернет-зависимость – это психическое заболевание, при котором у человека возникает потребность в постоянном использовании Интернета (у кого-то для общения, у кого-то для игр).  В наше время Интернет-зависимость возникает у большого количества пользователей, особенно у детей. Играя в игры, многие пользователи отказываются от сна, теряют аппетит и начинают думать, что виртуальная реальность эта реальная жизнь.  Чтобы этого не случилось, необходимо пребывать за компьютером не более 1-2 часов в сутки; делать частые перерывы и упражнения для глаз; выбирать «полезные» игры, тренирующие внимание, память, мышление (это ребусы, головоломки, логические игры), чаще бывать на свежем воздухе и общаться с реальными друзьями.

  1. Закрепление изученного материала

Давайте еще раз повторим правила поведения в Интернете:

  1. Не нажимайте на неизвестные ссылки. 
  2. Не скачивайте файлы из подозрительных источников.
  3. Не общайтесь с незнакомцами. 
  4. Не распространяйте через Интернет свои паспортные данные. 
  5. Поговорите с Вашими родителями или учителями, если заподозрили мошенничество.

5. Итоги урока.

(слайд 11) Давайте вместе сделаем вывод: Интернет – это добро или зло?

Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования – это хорошо или плохо? (это очень хорошо).

Интернет – это большое количество информации – это хорошо или плохо? (это хорошо, но информация бывает и плохая)

Общение в Интернете – это хорошо или плохо, почему? (и хорошо, и плохо. Живое общение не должно заменяться виртуальным).

Молодцы ребята. Надеюсь, занятие было для вас интересным и полезным. 

  1. Рефлексия.

Сегодня на уроке я ….

Мне очень понравилось …

Я узнал, что …

Я теперь знаю …

Презентация к уроку

 

Урок информационной безопасности

«Безопасный Интернет»

(для учащихся 8-11 классов)

Цель: обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи:

1) информировать обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

2) информировать обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи;

3) обучить детей правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях;

4) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. Введение в тему.

(Слайд 2) За последние десятилетия мировое информационное пространство кардинальным образом изменилось. В 1980-х годах в мире началось распространение сети Интернет, которая, как источник информации, сегодня стала играть ведущую роль, ее пользователями является 70% жителей нашей планеты. Интернет стал величайшей в мире образовательной и художественной платформой, на которой научные и культурные учреждения и организации всего мира открывают свои виртуальные двери, в том числе и для детей.

 

(Слайд 3) Игра в ассоциации.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете об интернете? Давайте попробуем придумать ассоциации с интернетом на каждую букву этого слова.

(Если сложно придумать слова на букву Е, можно предложить учащимся использовать звук [Э] в соответствии с произношением слова ИНТЕРНЕТ – [ИНТЭРНЭТ].

В презентации PowerPoint варианты ассоциаций появляются при нажатии курсором мыши на соответствующую букву)

 

Интернет предлагает детям широкий спектр возможностей для выражения их индивидуальности, образования и обучения, поэтому дети являются одной из наиболее быстро растущих групп пользователей Интернета. Однако, одновременно с положительными моментами возникают вопросы информационной безопасности детей. И защита несовершеннолетних от интернет-угроз является важной задачей не только для Республики Беларусь, но и для всех развитых стран мира.

(Слайд 4) Одним из шагов по защите пользователей сети интернет стало учреждение в 1988 году американской Ассоциацией компьютерного оборудования Международного дня защиты информации (Computer Security Day), который стали отмечать 30 ноября. Целью Дня, который также известен как День компьютерной безопасности, является напоминание пользователям о необходимости защиты их компьютеров и всей хранимой в них информации.

В нашей стране также предпринимаются активные шаги по защите детей и взрослых в сети интернет. Так в 2021 году был принят Закон РБ «О защите персональных данных», направленный на обеспечение и защиту прав граждан при обработке их персональных данных, в том числе и в сети Интернет.

  1. Основной этап.

(Слайд 5) В информационном обществе, когда потоки информации становятся все больше, нам очень важно понять, как ориентироваться в этой информации, какую информацию считать достоверной. Ведь медиа не предоставляют нейтральной информации. Даже такие ресурсы, которые созданы как справочные и избегают оценочных суждений, очень часто редактируются извне для использования в разных целях. Мы ищем объективную информацию, а находим скрытую коммерческую или политическую рекламу. В зависимости от того, на какой интернет-ресурс мы заходим, мы попадаем под влияние владельцев этого ресурса. Формируя образ современного мира, медиа могут оказаться как фактором совершенствования человеческого общества, служить источником и механизмом успешного межкультурного взаимодействия, так и источником роста ненависти и агрессии.

 

Дискуссия «Что мы думаем об информации и данных?»

Учитель предлагает для обсуждения вопросы:

  1. Как защитить себя от фейковой информации?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

(Слайд 6) Чтобы разобраться, какой информации в Сети можно, а какой нельзя доверять, следуйте простым советам:

  • Относитесь к информации осторожно. То, что веб-сайт здорово сделан, еще ни о чем не говорит. Спросите себя: за что этот сайт выступает? В чем меня хотят убедить его создатели? Чего этому сайту не достает? Узнайте об авторах сайта: зайдите в раздел “О нас” или нажмите на похожие ссылки на странице. Узнайте, кто разместил информацию. Если источник надежный, например, университет, то, вполне возможно, что информации на сайте можно доверять.
  • Следуйте правилу трех источников. Проведите свое расследование и сравните три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если вы будете использовать их в своей домашней работе.
  1. Как предоставлять достоверную информацию?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

  • Будьте ответственными – и в реале, и в Сети. Простое правило: если вы не будете делать что-то в реальной жизни, не стоит это делать в онлайне.
  • Когда вы грубите в Интернете, вы провоцируете других на такое же поведение. Попробуйте оставаться вежливым или просто промолчать. Вам станет приятнее.
  • Все, что вы размещаете в Интернете, навсегда останется с вами – как татуировка. Только вы не сможете эту информацию удалить или контролировать ее использование. Размещенная вами в сети информация неприемлемого содержания может отразиться и на вашей реальной жизни.
  • Не занимайтесь плагиатом. То, что материал есть в Сети, не означает, что его можно взять без спроса. Если вы хотите использовать его - спросите разрешения, указывайте ссылки на взятый материал.
  • Сообщая о неприемлемом контенте, вы не становитесь доносчиком. Наоборот, вы помогаете делу безопасности Сети.

Глобальная сеть – это позитивное и мощное пространство для социализации, образования, участия в общественной жизни. Но дети - наиболее уязвимая категория пользователей Интернета. Груминг, кибербуллинг и буллицид, кибермошенничество, опасный контент – это лишь некоторые из опасностей, которые могут подстерегать в интернете.

  1. Как не подвергнуть себя и свои персональные данные опасности?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

Международные организации, правительства стран, различные фонды и коммерческие структуры создают и поддерживают программы, направленные на обучение грамотному и безопасному использованию Интернета детьми.                                Давайте постараемся и мы выработать сегодня совместно свод правил безопасного поведения в сети Интернет.

Есть замечательные пословицы: «Предупрежден – значит, вооружен», «Врага нужно знать в лицо». Помните, что мошенники могут быть хорошо оснащены и использовать самые разные инструменты и методы. Давайте посмотрим видеоролик об угрозах в сети Интернет и обсудим его.

 Просмотр и обсуждение видеоролика «Правила поведения в сети Интернет»

Какие опасности вы запомнили?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

(Слайд 7) Лидером среди угроз в интернете являются вирусы. Они могут распространяться с помощью вложенных файлов и ссылок в электронных письмах, в сообщениях в социальных сетях, на съемных носителях, через зараженные сайты. При этом сообщение с вирусом может быть получено как от постороннего человека, так и от знакомого, но уже зараженного участника социальной сети или почтовой переписки. Зараженными могут быть сайты, как специально созданные в целях мошенничества, так и обычные, но имеющие уязвимости информационной безопасности.

Рекомендации:

  • Использовать антивирусное программное обеспечение с обновленными вирусными базами.
  • Не открывать вложенные файлы или ссылки, полученные по электронной почте, через социальную сеть или другие средства коммуникаций в интернете, не удостоверившись, что файл или ссылка не содержит вирус.
  • Внимательно проверять доменное имя сайта (например, www.yandex.ru), так как злоумышленники часто используют похожие имена сайтов, чтобы ввести жертву в заблуждение (например, www.yadndex.ru).
  • Обращать внимание на предупреждения браузера или поисковой машины о том, что сайт может угрожать безопасности компьютера.
  • Не подключать к своему компьютеру непроверенные съемные носители.
  • Не поддаваться на провокации злоумышленников, например, с требованием перевести деньги или отправить SMS, чтобы снять блокировку компьютера.

 (Слайд 8) Кибермошенничество – один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), а также злоупотребление доверием человека с целью причинить ему материальный или иной ущерб. Злоумышленники часто стремятся получить доступ к аккаунтам жертвы, например, в социальных сетях, почтовых и других сервисах. Украденные аккаунты они используют, например, для распространения спам-писем и вирусов.

Мошенники могут получить доступ к учётной записи жертвы следующими способами:

  • Заставить жертву ввести свои данные на поддельном сайте.
  • Подобрать пароль жертвы, если он не является сложным.
  • Восстановить пароль жертвы с использованием “секретного вопроса” или введенного ящика электронной почты.
  • Перехватить пароль жертвы при передаче по незащищенным каналам связи.

Рекомендации:

  • Внимательно проверять доменные имена сайтов, на которых вводятся учетные данные.
  • Посоветоваться с взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами сети.
  • Использовать сложные пароли (сложные пароли состоят как минимум из 10 символов, включают буквы верхнего и нижнего регистра, цифры и специальные символы, не содержат имя пользователя и известные факты о нем).
  • Никому не сообщать свой пароль.
  • Для восстановления пароля использовать привязанный к аккаунту мобильный номер, а не секретный вопрос или почтовый ящик.
  • Не передавать учетные данные — логины и пароли — по незащищенным каналам связи (незащищенными, как правило, являются открытые и общедоступные wi-fi сети).
  • Установить на свой компьютер антивирус или персональный брандмауэр: подобные приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить кражу личных данных или другие подобные действия.
  • Никогда не сообщать в Интернете пароль от своей электронной почты, номер банковской карточки родителей и место их работы, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и другую личную информацию.

(Слайд 9) Груминг – это установление дружеских отношений с несовершеннолетним с целью вступления в интимные отношения. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника, модного фотографа, владельца модельного агентства и т.д. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к несовершеннолетнему, пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и пр.) и договориться о встрече.

Несколько советов, которые помогут предупредить груминг.  

  • Следить за информацией, которую выкладываешь в Интернете: опасно выкладывать свои личные данные в Интернете (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей и т.д.). Любая информация может быть использована против пользователя, в том числе в корыстных и преступных целях.
  • Быть осторожным при общении с незнакомыми людьми, рассказывать как можно меньше личной информации о себе.
  • Использовать псевдоним при общении в соцсетях и чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, пользовании онлайн играми и других ситуациях.
  • Не размещать и не посылать свои фотографии незнакомцам, а также быть внимательным, если просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой.
  • Немедленно сообщить родителям или другим взрослым, которым доверяете, если новый знакомый пытается говорить с вами на неприятные или пугающие вас темы и говорит об этом как о секрете, который останется только между вами.
  • Сохранить факт груминга, например, сделать снимок с экрана (screen shot).
  • При пользовании чужим устройством для выхода в Интернет, не забывать выходить из своего аккаунта на различных сайтах, не сохранять на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки.
  • Никогда не принимать приглашения в гости к человеку, с которым познакомились в Интернете и не приглашать его к себе: собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  • Не поддаваться на уговоры встретиться один на один, особенно – в безлюдном месте, или приходить на встречу только со взрослым, которому вы доверяете. Надо всегда помнить, что в Интернете каждый может представить себя не тем, кем на самом деле является!

 (Слайд 10) Кибербу́ллинг —  это травля с использованием цифровых технологий.Это может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей  запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли.

Как противостоять кибербуллингу:

  1. Игнорируйте единичный негатив, сохраняйте спокойствие. Никогда не отвечайте оскорблениями на оскорбления.
  2. Не игнорируйте сообщения, которые содержат угрозы. Следует скопировать эти сообщения, рассказать родителям, обратиться в правоохранительные органы.
  3. Помните, что анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом.
  4. Необходимо управлять своей киберрепутацией. Самому не вести хулиганский образ виртуальной жизни.
  5. Если вы стали свидетелем кибербуллинга, то надо поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым.
  6. В программах обмена мгновенными сообщениями, соцсетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов.

(Слайд 11) Опасный контент – информация, представляющая угрозу или вызывающая у человека неприязнь (видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию, пропаганда и распространение наркотиков, информация суицидального характера и т.д.). Необходимо всегда помнить, что далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете, – правда и каждый в сети может представить себя не тем, кем является на самом деле. 

  1. Подведение итогов.

(Слайд 12) Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха и общения с друзьями. Но, как и реальный мир, сеть может быть опасна. Будьте бдительны! Уважайте и берегите себя и своих близких! Если вдруг вы или ваши знакомые оказались в сложной жизненной ситуации, то помните: всегда есть люди, готовые помочь!

Далее учащимся предлагается пройти небольшой тест. (Слайды 13-20)

Презентация к уроку

Цифровая безопасность

Интернет-ресурсы: