РУ БЕ EN

Экзамены, ЦЭ, ЦТ

О нормативном правовом обеспечении, регулирующем вопросы проведения итоговой аттестации

Организация итоговой аттестации:

свернуть

О допуске учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

Постановление Министерства образования Республики Беларусь "Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования"

ГЛАВА 5 

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ДОПУСКА УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА II И III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.

К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены.

Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили неудовлетворительную отметку не более чем по двум учебным предметам (модулям), учащиеся, которые не явились на выпускные экзамены, сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам (модулям) в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

Учащиеся, которые не явились на выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в иные сроки и (или) при сдаче в иные сроки выпускного экзамена получили неудовлетворительную отметку, остаются на повторной год обучения.

  1. К выпускным экзаменам, централизованным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны, иные учащиеся, указанные в части второй настоящего пункта.

К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованный экзамен.

Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие на выпускном экзамене по одному учебному предмету (модулю) неудовлетворительную отметку, могут сдать выпускной экзамен по этому учебному предмету (модулю) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

Учащиеся, не явившиеся по уважительной причине на централизованный экзамен, могут быть допущены к централизованному экзамену в резервный день или иной срок в порядке, установленном Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением, утвердившим настоящие Правила.

  1. Учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года не более чем по двум учебным предметам (модулям) или не аттестованы не более чем по двум учебным предметам (модулям), за исключением учебных предметов (модулей), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, допускаются к аттестации по итогам учебного года по этим учебным предметам (модулям) в сроки, установленные частью первой пункта 64 настоящих Правил.

Для информации! 

Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Неудовлетворительными являются отметки «1» (один), «2» (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)».

свернуть

О проведении в 2023/2024 учебном году выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

В 2023/2024 учебном году экзамены после 9-го класса будут проходить в основные сроки – с 1 по 10 июня 2024 г., а в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г. Учащиеся будут сдавать следующим образом:

  • «Белорусский язык» – изложение в письменной форме;
  • «Русский язык» – изложение в письменной форме;
  • «Математика» – контрольная работа в письменной форме;
  • «История Беларуси» – по билетам в устной форме.

Учащиеся с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи проходят испытания по следующим предметам:

  • «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося);
  • «Математика»;
  • «История Беларуси».

После 11 класса учащиеся сдают централизованный экзамен в письменной форме:

  • по учебным предметам (по выбору) – «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение». Он проходит в основной срок – 27 мая 2024 г. В резервные дни и иные сроки экзамен сдается в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 19 августа 2024 г.;
  • по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основной срок – 30 мая 2024 г., резервные дни и иные сроки – в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки – 21 августа 2024 г.

Для учащихся с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата экзамены по вышеперечисленным предметам могут проводиться в форме ЦЭ или выпускного экзамена.

Выпускной экзамен по учебным предметам проводится в основные сроки – с 1 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 23 августа 2024 г. в следующих формах:
  • «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;
  • «Математика» – контрольная работа в письменной форме;
  • по иным учебным предметам (по выбору учащегося) по билетам в устной форме.
свернуть

Телефоны горячей линии

Телефоны горячей линии
по вопросам организованного завершения 2023/2024 учебного года,
организации и проведения выпускных экзаменов
 
в ГУО «Свислочская средняя школа имени А.Г.Червякова»
 
8(01713) 29-198 
 
в управлении по образованию, спорту
и туризму Пуховичского районного
исполнительного комитета
8 (01713) 4-57-86
8 (01713) 4-57-32
 
в главном управлении по образованию
Минского областного исполнительного
комитета
8-017-500-42-26
свернуть

Подготовка к итоговым и вступительным испытаниям

В разделе размещены экзаменационные билеты для подготовки и проведения итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, в том числе в порядке экстерната, единые практические задания для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси», программы вступительных испытаний в учреждения образования для получения общего и специального высшего образования и (или) среднего специального образования, видеоуроки для подготовки к ЦТ по учебным предметам.
развернуть

Подготовка к итоговым и вступительным испытаниям

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
  1. Билеты для проведения экзаменов в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы базового образования по следующим учебным предметам:  

2. Билеты для проведения экзаменов в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы среднего образования по следующим учебным предметам:

3. Билеты для проведения  выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы базового образования, в том числе для проведения экзаменов в порядке экстерната, по следующим учебным предметам:

4. Билеты для проведения выпускных экзаменов при освоении содержания образовательной программы среднего образования по следующим учебным предметам:

ДЕМОВЕРСИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ В IX КЛАССЕ

АДЗІНЫЯ ПРАКТЫЧНЫЯ ЗАДАННІ ДЛЯ ВЫПУСКНОГА ЭКЗАМЕНУ ПА ВУЧЭБНЫМ ПРАДМЕЦЕ «ГІСТОРЫЯ БЕЛАРУСІ»

ЕДИНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ»

БАНК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ»

ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В 2024 ГОДУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ВЫСШЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Видеоуроки для подготовки к ЦТ по учебным предметам

Беларуская мова

Русский язык

Английский язык

Математика

Химия

Биология

Физика

свернуть

Льготы при поступлении в ВУЗ в 2024 году

Льготы при поступлении в ВУЗ в 2024 году

Медалисты (обладатели золотой и серебряной награды) без вступительных экзаменов смогут поступать в вузы в 2024г.

Также без экзаменов смогут зачисляться обладатели дипломов с отличием о среднем специальном или профессионально-техническом образовании.

Однако это нововведение касается только региональных университетов. И то за исключением специальностей:

♦ ˮЗдравоохранение“,

♦ ˮМеждународные отношения“,

♦ ˮМеждународное право“,

♦ ˮПравоведение“,

♦ ˮЭкономическое право“,

♦ ˮГосударственное управление и право“,

♦ ˮВостоковедение“.

Исключение составляют и специальности, при поступлении на которые в качестве вступительных экзаменов надо сдавать ˮТворчество“ и ˮФизическую культуру и спорт“.

Что касается столичных вузов, то поступать в них без экзаменов медалисты смогут только на наиболее востребованные экономикой специальности. Список таких специальностей смотрите по ссылке.

Кроме того, указом предусмотрены:

♦ повышение статуса абитуриентов-выпускников Национального детского технопарка и расширение перечня специальностей для их поступления без вступительных испытаний;

♦ расширение возможностей для поступления в специализированные вузы выпускников профильных классов военно-патриотической направленности и военно-патриотических клубов;

♦ введение для абитуриентов-целевиков нижнего порога среднего балла аттестата не ниже 7,0 (за исключением наиболее востребованных экономикой специальностей);

♦ возможность поступления абитуриентов на условиях целевой подготовки по конкурсу среди отдельных организаций-заказчиков, если конкурс по специальности в целом не состоялся;

♦ возможность поступления абитуриентов на общих основаниях с установлением для них квоты не менее 20% от плана набора (по медицинским специальностям – не менее 10%).

В Правилах приема сохраняются некоторые старые нормы:

♦ зачисление без вступительных испытаний победителей региональных университетских олимпиад и увеличение перечня специальностей;

♦ прием документов, проведение внутренних вступительных испытаний и зачисление в вузы абитуриентов-целевиков и победителей региональных университетских олимпиад в отдельный этап приемной кампании (планируется с 27 июня по 12 июля);

♦ зачисление выпускников всех лицеев при БГУ, БНТУ, ВГУ, БРУ, ПолесГУ без вступительных испытаний при наличии отметок не ниже 9 баллов по профильным предметам и не ниже 8 баллов по всем остальным учебным предметам;

♦ возможность поступления в вузы без вступительных испытаний всем категориям одаренных, талантливых и мотивированных абитуриентов.

свернуть

Рекомендации по подготовке к экзамену по истории Беларуси

Памятка для учащихся

по подготовке к экзамену по истории Беларуси

  1. Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.
  2. 2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
  3. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в  течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
  4. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и  на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.
  5. Тренируйтесь отвечать на вопросы. По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.
  6. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
  7. Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью «от» идо.
  8. К экзамену лучше готовиться с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал.

 

 

Желаем вам уверенности  в своих силах и успеха!

свернуть

Рекомендации по подготовке к экзамену по математике

Общие требования культуры ведения записей

в экзаменационной работе по математике

 

-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.

-Всякая новая мысль начинается с красной строки.

-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.

-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.

-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.

-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля. Элипсообразные фигуры с помощью шаблона.

Правильное расположение математических знаков в строке. Так, перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства. При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. Правильно располагать черту дроби и знак равенства. Черта дроби не разрывается.

-Сокращение обозначений единиц измерения должно быть правильным.

-Не допустимо сокращение слов в рассуждениях.

-Сильно не увлекаться использованием математической символики.

-Нельзя слова «следовательно», «значит», «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками.

-В конце решения должен быть обязательно ответ. В задачах на доказательство, исследование или построение – вывод.

свернуть

Рекомендации по подготовке к экзамену по языку (изложение)

Рекомендации по подготовке к изложению

Данные рекомендации помогут вам понять, что от вас потребуется на экзамене, подскажут, как правильно распределить время и  силы, эффективно подготовиться к написанию изложения, сориентироваться, каковы должны быть содержание и приблизительный объем экзаменационной работы.

Как это будет?

Учитель прочитает текст 2-3 раза (в зависимости от его сложности) с паузой в 20 минут.

При первом слушании вам надо постараться:

  1. Понять содержание, определить тему и найти соответствие между заголовком, если он есть, и темой (прямое, переносное, опосредованное);
  2. Проникнуть в суть, то есть понять основную мысль;
  3. Определить основной функциональный тип (повествование, описание, рассуждение);
  4. Отметить логическую связь отдельных микротем и запомнить их последовательность.

При втором слушании Вы должны:

  1. Уточнить, правильно ли вы запомнили последовательность мыслей, излагаемых в тексте;
  2. Обратить внимание на фактическую сторону: даты, фамилии, имена, место действия (основные из них будут записаны учителем на доске, и это облегчит вашу задачу);
  3. Отметить временные, причинно-следственные связи, на которые не обратили внимания пи первом слушании;
  4. Выделить основные средства художественной выразительности, использованные автором.

Итак, слушая текст, следует настроиться не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения. Определить, как начинается (зачин), как завершается (концовка), какие языковые средства используются автором для выражения своего отношения к изображаемому явлению, как используется связь между предложениями, абзацами, какие слова в тексте можно считать ключевыми, как используются средства художественной выразительности:  метафора, гипербола, эпитет и др.

После первого прочтения, во время небольшой паузы, сделайте наброски: составьте хотя бы краткий план, запишите слова, которые показались вам особенно яркими, выразительными.

Во время второго чтения обычно разрешается записывать, однако хочется предостеречь: не пытайтесь зафиксировать все, ведь стенографией наверняка не владеете. Постарайтесь записать ключевые слова, словосочетания, наиболее ярко выражающие содержание авторского стиля, оценку изображаемого, отношение к нему. При этом возможно использование сокращений, условных графических обозначений (приемов элементарного кодирования) при условии, что вы ими ранее уже пользовались, сможете без напряжения выполнить, а потом понять.

 

Как рационально распределить время?

 

Экзамен длится  4 часа. Половина этого времени  или чуть больше(2-2,5 часа) должна уйти на следующие этапы:

а) первое прочтение учителем – слушание учащимися;

б) небольшая пауза ( около 5 минут ) – вы должны сосредоточиться на услышанном, можете сделать короткие наброски в виде ключевых слов, основной мысли, фактов (конкретных наименований), составить план;

в) второе прочтение – запись в черновик отдельных слов и словосочетаний, способствующих раскрытию основной мысли;

г) написание чернового варианта (подробного плана (по желанию) текста изложения) в полном или сокращенном виде по усмотрению ученика, здесь допускаются сокращения для экономии времени;

е) редактирование черновика.

Оговорим некоторые моменты.

Составление плана – это часть работы, от которой во многом зависит успешное выполнение задания в целом. Хотя в  чистовой  вариант он не включается, в ваших интересах посвятить его составлению 5-10 минут, так как отраженное в плане содержание  прослушанного текста поможет логично, последовательно выполнить пересказ.

В ходе редактирования, которому необходимо посвятить после создания чернового варианта 15-30 минут, необходимо:

а) выбрать самые удачные слова из ряда синонимов (лексических и грамматических), чтобы добиться большей точности в выражении мыслей, устранить неоправданные повторы, найти средства  для выражения своего отношения, оценки;

б) перестроить предложения, если есть сомнения в правильности расстановки знаков препинания;

в) заменить слова, в написании которых вы не уверены.

 1,5-2 часа вам следует  потратить на два очень важных этапа экзамена:

а) выполнение работы набело, при этом переписывать необходимо аккуратно, по возможности без исправлений, соблюдая красные строки, то есть, правильно членя текст на абзацы, в сомнительных случаях на месте орфограмм оставляя пробелы, чтобы чуть позже справиться в словаре;

б) самопроверку.

__________________________________________________________________________

Как готовиться к изложению (пересказу), близкому к тексту

  • Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
  • Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
  • Сформулируйте тему и основную мысль текста.
  • Определите, к какому типу речи относится текст.
  • Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
  • Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении или пересказе.
  • Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
  • Закройте  книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, затем после проверки и исправления перепишите его.

 

Как работать над черновиком изложения и сочинения

  • Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нём тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
  • Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нём речевых ошибок и недочётов. Устраните их.
  • Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте, их.

Как составлять план текста

  • Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  • Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
  • Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести  (пересказать или изложить) текст.
  • Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

 

Желаем вам уверенности  в своих силах и успеха!

свернуть

Профилактика стресса во время экзаменов

Профилактика стресса во время экзаменов

 

Экзамен (в переводе с латыни - испытание) - это не просто отчет об усвоении некой суммы знаний по какому-то предмету или кругу вопросов. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих незаменима.

При подготовке к экзаменам воспользуйтесь следующими советами:

  1. Сон - это важно. Постарайтесь перед экзаменами, особенно накануне, хорошо выспаться. Полноценный сон всегда был лучшим средством для восстановления физических сил и психических способностей (памяти, внимания, мышления), а, следовательно, и работоспособности.
  2. Прогулка перед сном или открытая форточка на ночь. «Какая прогулка!» возмутитесь вы, закопавшись в учебниках. И будете не правы. Сколько бы еще ни оставалось невыученного материала, найдите 15 мин. для прогулки на свежем воздухе. Это отвлечет вас от «зубрежки», крепит вашу нервную систему, обогатит мозг кислородом, а он (мозг) в благодарность за это сможет поглощать и «переваривать» знания с большим аппетитом.
  3. Физкультура победит адреналин! Волнение, тревога непременно связаны с мышечным напряжением. Всем известно, что страх может вызвать спазм гортани, онемение отдельных частей тела. Чтобы уберечься от нежела-тельных последствий стресса, в целях профилактики рекомендуется уделять время для физических упражнений (3-4 раза в день по 15 мин).
  4. Минутки отдыха. В перерывах между занятиями закройте глаза и представьте себя кусочком масла, который лежит на тарелке, стоящей на подоконнике. На него падает луч теплого, весеннего солнца. Масло начинает таять, медленно растекаясь по тарелочке. Все тело расслаблено, в мышцах приятное тепло. Погрелись? А теперь открывайте глаза и с радостью продолжайте поглощать научные догмы.
  5. Умное меню. Ваш организм как никогда нуждается в витаминах. Специалисты по питанию утверждают:

-орехи благотворно влияют на работу мозга и укрепляют нервную систему;

-морковь улучшает память;

-авокадо является источником энергии для кратковременной памяти;

-капуста снимает нервозность;

-лимон, апельсин благодаря витамину С, освежают мысли и облегчают восприятие информации;

-бананы, клубника помогут спать спокойнее, так как они нейтрализуют отрицательные эмоции;

-ананас поможет удержать в памяти большое количество материала;

-креветки помогут сконцентрировать внимание;

-черника способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.

-шоколад питает клетки мозга.

Предлагаем вам рецепт коктейля, помогающего освежить память и сохранить силы:

1 чайная ложка меда, 1 желток, 1 стакан сока лимона или апельсина.

Помните: во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Недостаток воды резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

  1. Метод «3-4-5». Как правило, подготовка к экзамену проходит под девизом: «В день по одному билету - выучить!» И это большая ошибка. Московский психолог А. Пронин предлагает метод «3-4-5». Это означает, что время до экзамена делится на три равные части. 3а первые несколько дней заучивается весь необходимый материал на «тройку», следующие несколько дней - на «четверку», а в оставшиеся дни - доучивается на «пять». Пользуясь этим методом, вы избавитесь от страха опоздать и не выучить, а повторение, как известно, - «мать учения». К тому же вы получаете целостное представление о предмете.
  2. Оптимизм - залог успеха. Главное, собираясь на экзамен, нельзя твердить: «Совершенно ничего не помню», «Ничего не знаю» и т. д. Нужно, наоборот, настраивать себя: «Я сдам», «Я все знаю», «Я все выучил», «Я абсолютно спокоен и уверен в своих знаниях» и т. д. Это на подсознательном уровне вас организует и заставит сконцентрировать все внутренние силы на решительный бросок - сдачу экзамена.
  3. «Встречают по одежке ...» Всем известна данная пословица. Что же лучше всего надеть, идя на экзамен? Особенно сейчас, когда мода так разнообразна? Не углубляясь в профессиональные тонкости моды, переключим внимание на адекватность одежды и ситуации. Деловой костюм на экзамене – лучшая одежда.
  4. Шпаргалки. Главное - это то, что шпаргалка помогает при подготовке к экзаменам.

Гораздо легче запоминать материал, одновременно читая его и записывая какие-то основные положения. Также шпаргалка, вернее, ее наличие, помогает неуверенным ученикам: чаще всего такие школьники не пользуются шпаргалками на экзамене, но сама мысль о том, что «подсказка» рядом, придает уверенности.

  1. Конспектирование. Текст можно очень сильно сократить, представив его схематично в виде звезды, дерева, скобки и т. п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

 

 Наступило время экзаменов

Значительную роль при сдаче экзаменов играет ваше поведение и умелое использование тактических приемов. Рекомендации, приведенные ниже, помогут вам не растеряться в сложной ситуации:

  1. Экзаменаторы тоже люди! Заходите на экзамен с ослепительной улыбкой (дома обязательно отрепетируйте перед зеркалом свой выход). Смело пользуйтесь «принципом зеркала»: всей душой полюбите преподавателя (но не заискивайте), и, отражая ваше очарование, он непременно ответит взаимностью.
  2. Уверенность и спокойствие! Взяли билет - не торопитесь. Прочитайте весь билет до конца и начните с самого легкого вопроса.
  3. Экзамен - это творческий процесс! Помните, что преподаватель знает весь сдаваемый вами материал «назубок». И от того, как вы будете преподноситьего, зависит, вызовет это интерес у преподавателя или нет. Подойдите к процессу сдачи экзамена творчески, как актер.
  4. Главное - не молчите! Говорить старайтесь ровно, без длительных пауз. Молчание часто расценивается как незнание и порождает массу дополнительных вопросов. Начните с того, в чём вы уверены на 100%: первые правильные фразы, бодрые интонации в вашем ответе произведут благоприятное впечатление.
  5. 5. Наглядность. Если при ответе у вас есть возможность нарисовать график или схему – воспользуйтесь этим.
  6. Тактические мелочи.

-Информация, сообщаемая на экзамене, должна быть полной, ясной, содержательной. Не следует слишком растягивать свой ответ.

-Выделяйте важные слова.

-Отвечайте последовательно. Старайтесь придерживаться составленного вами плана ответа - это сделает ваш ответ более уверенным и логичным.

- Если забыли что-то сказать, лучше не говорить: «Да, я еще забыл сказать…». Говорите, например, так: «Я хочу вернуться к …; Я хочу добавить…; Следует подчеркнуть…»

-Если вам задали дополнительный вопрос – не пугайтесь. Можете сказать, что вам нужно немного подумать. Четко сформулируйте ответ в уме, после этого можно отвечать.

-Если вы оговорились и все стали смеяться, не переживайте! Оговариваются даже профессионалы. Посмейтесь вместе со всеми и продолжайте дальше свой ответ.

  1. Последний штрих. Ответ почти закончен, и важно логично его завершить обобщением. Оно не должно сводиться к простому повторению наиболее важных положений ответа - необходимо лишь выделить и изложить одну-единственную основную мысль (четко, ярко, убедительно). Завершить ответ можно с использованием следующих фраз: «Итак, можно прийти к выводу…», «Таким образом ...»; «Подводя итоги ...» и т.п.
свернуть

Памятки по подготовке к экзаменам

Памятка

для учащихся по подготовке к экзаменам

Что делать, если глаза устали?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Итак, выполни упражнения:

  • Посмотри попеременно вверх - вниз (15 сек.), влево - вправо (15сек.)
  • Нарисуй глазами свое имя, отчество и фамилию
  • Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), а потом - на листе бумаги перед собой (20 сек.)
  • Нарисуй глазами квадрат, треугольник сначала по часовой стрелке, а потом против нее.

 

Как психологически подготовиться к экзаменам?

Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, когда ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями - начни с самого легкого.

И еще не забудь, что перед экзаменом не стоит слишком много есть, а лучше хорошо выспаться.

Взяв билет (или перед началом письменной работы), сядь удобно, выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен». Повтори их не спеша, несколько раз.

Дыхательные упражнения тоже помогают снять напряжение. Вот несколько приемов. Сядь удобно.

  • глубокий вдох через нос (4-6 сек.)
  • задержка дыхания (2-3 сек.)
  • медленный, плавный выдох через нос (4-6 сек.)
  • задержка дыхания (2-3 сек.) и т.д. упражнение выполняется в течение 2-3 минут.

 

Как нужно выглядеть на экзамене?

Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде., слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступать в контакт во время экзамена.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры в косметике и запахах. Ничего лишнего.

 

Как вести себя во время экзамена?

Если экзаменатор - человек энергичный, то вялый, тихий ответ с большими паузами может его разочаровать.

Если же экзаменатор - человек спокойный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Не спеши отвечать или сдавать свою работу. Отложи ее в сторону. Закрой глаза и сосредоточься. Ты ничего не хочешь добавить к своему ответу? Обычно самые важные мысли приходят в голову после того, как письмо запечатано. Если тебе ничего не пришло в голову, можешь идти отвечать.

Помни, что вера в успех - это половина успеха.

__________________________________________________________________________

 

Правила подготовки  к экзаменам

  1. Использовать время на подготовку к экзаменам максимально эффективно. Заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям, составив план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
  2. Подготовить место для занятий, убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
  3. Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
  4. Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.
  5. Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз – утром и вечером.
  6. При заучивании необходимо учитывать «правило края» - обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
  7. Во время подготовки учитывать индивидуальные особенности:

 - тип запоминания информации (зрительный – все читать про себя, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты.)

 - тип темперамента (холерику – создать значимую мотивационную деятельность и не торопиться, проверять себя, сангвинику – осознать ответственность деятельности, меланхолику – верить в себя, успокоится, не переутомляться, флегматику – самоконтроль времени)

  1. Полезно составить план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
  2. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, «звезду», «дерево» как приемы схематического представления материала.
  3. Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самоподготовки, что приводит к осмысленному запоминанию.
  4. Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.
  5. Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения.

 - Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.

 - В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера.

 - Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе»

 - Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть », - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!

  1. Заботиться о своем здоровье.

 - Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха.

 - Организовать регулярное правильное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки, травяные чаи, рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.

 - Отдыхать на природе.

 

Накануне экзамена

  1. Все бегло повторять, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.
  2. Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена – аудитория, место, необходимый материал ( ручка).
  3. Подготовить все необходимое, одежду.
  4. Настроится на успех (все будет хорошо)
  5. Хорошо выспаться.
  6. Утром – проснуться, улыбнуться, настроится на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая, зарядка, завтрак.
  7. Рассчитав время, придите в место проведения тестирования за 45 – 30 минут (организационные вопросы, очередь, очередь, поиск аудитории)

 

На экзамене

  1. Четко следовать инструкциям организаторов тестирования (занять указанное место, заполнить бланк…)
  2. Осмотреть и успокоится.
  3. Сконцентрироваться

 - мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос.

 - сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю)

 - сконцентрироваться на собственном дыхании (как я дышу?), использовать мобилизующее дыхание.

 - провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соедин6ить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.

  1. Контролировать время, распределив свою работу.
  2. Быстро посмотреть материалы теста (что поможет в сознании выделить необходимый объем информации)
  3. Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться.
  4. Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания – пометить их в черновике значком сложности ( очень сложно-? , средний уровень сложности - !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен – отвечай, не уверен – рассуждай (исключи самые несоответствующие ответы, из оставшихся – выбери тот, что ближе).
  5. Контролировать свое состояние – успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.
  6. Доверять интуиции, включить в свою работу подсознание.

 

Как подготовиться к экзамену: советы выпускнику

 

При подготовке к экзаменам главное – правильно рассредоточить силы, спланировать работу. Распределите билеты равномерно по дням, но последний день оставьте на повторение, причем повторять вопросы лучше не по порядку, а в разбивку. Очень полезно провести дома своеобразную репетицию экзамена: написать номера билетов и "тянуть" их – все как взаправду.

 

Многие дети, особенно мальчики, стесняются и даже боятся говорить. На этот счет есть проверенная рекомендация: чтобы запомнить прочитанный материал, надо "проговорить" его перед зеркалом, глядя себе в глаза. Это помогает не только научиться говорить связно и уверенно, но и увидеть себя со стороны, проконтролировать собственную мимику, жестикуляцию, внешний вид и внести необходимые коррективы.

 

Но вот экзаменационный билет взят, чаще всего после этого наступает сосредоточение и даже успокоение – неизвестное уже позади. Главное при подготовке к ответу – составление плана. Еще лучше, если план ответа на каждый билет был составлен дома. Тогда и вспомнить легче, и ответ будет более четким.

 

Но бывает так: взял билет и чувствуешь, что ничего не знаешь. Это временное смятение, и преодолеть его помогает такая техника. Надо взять лист бумаги, разделить пополам. Слева написать "я знаю", справа - "я не знаю". И заполнить; при этом вся всплывающая в памяти информация упорядочивается, а волнение утихает. Вскоре обнаруживается, что память сама начинает нам подсказывать, и постепенно часть из колонки "я не знаю" перейдет в колонку "знаю". В общем, не нужно теряться на экзаменах.

 

Что касается практических заданий – разбора упражнений, решения задач, то даже если что-то не получается, непременно нужно бороться до конца, не сдаваться. Пусть экзаменатор увидит хотя бы ход ваших мыслей, возможно, он верен.

 

Когда отвечаешь, нужно быть нацеленным не на оценку, а только на свои знания. Стремитесь убедить членов комиссии в этих знаниях. Не позволяйте себе паниковать: вот сейчас "тройка"... Помните: чем больше вы думаете об отметке, тем напряженнее становится ситуация и, следовательно, хуже будет выглядеть ответ.

 

А по окончании экзамена, уже дома, над оценкой стоит поразмыслить. Попытайтесь проанализировать, насколько полно и точно удалось вам раскрыть проблему, решить задачу. Может быть, опять-таки разделить лист бумаги на две половинки: что удалось, а что – нет. Словом, упорядочьте информацию и извлеките урок на будущее – ведь впереди еще не один экзамен.

 

Учитесь правильно относиться к отметкам. Не впадайте в обиду на преподавателя, не зацикливайтесь на "несправедливой", как вам кажется, оценке – это перекладывание ответственности на другого. Да, может, и несправедливо, но это тоже урок. Лучше постарайтесь увидеть в полученной отметке восприятие своего труда другим человеком. И сделайте все, чтобы завтра ваш труд оценили выше.

 

Не обязательно пользоваться сразу всеми правилами, о которых шла речь, выберите из них те, что вам больше подходят. Важно помнить: боязнь, страх при ответе на экзамене можно и нужно преодолевать. И вы вполне способны сами себе в этом помочь.

свернуть

Интернет-ресурсы: