Профориентация
Главная цель профориентации...
Сегодня профориентация задача только кажущаяся простой. Окружающий мир меняется стремительно, рынок труда выдвигает новые требования, у молодого поколения формируются свои ценности, ориентиры и представления сохранять компетентность и актуальность решений при таких условиях в формировании осознанности и ответственности у учащихся в профессиональном самоопределении непросто.
Главная цель профориентации заключается в постепенном формировании у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному пониманию своего места в обществе, с учетом своих способностей и возможностей, информации о современных востребованных профессиях и требованиях рынка труда, в развитии навыков целеполагания, ценностных ориентаций.
Основные направления:
- просвещение всех участников образовательного процесса по вопросам профориентации;
- комплексная профориентационная диагностика учащихся;
- консультирование учащихся, родителей, педагогов по результатам диагностического обследования;
- практический блок (тренинговые занятия, психологические практикумы, профориентационные игры).
В гимназии в течение года проводятся все профориентационные мероприятия по плану и запросам. Каждый учащийся в гимназии может обратиться за индивидуальной профориентационной диагностикой и консультацией. В 2022/2023 учебном году запланировано проведение декады профориентации «Слагаемые профессионального выбора» (по отдельному плану)
- Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать нужно самостоятельно.
- Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
- Сорентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
- Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
- Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
- Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
- Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
- Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
- Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
- Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
- Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
- Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
- Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
- Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.
Три «кита» профессионального выбора: Хочу. Могу. Надо.
Интерес – это особое отношение к чему-либо, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Интересы можно представить в виде выражения «хочу знать».
Склонность – нечто большее, чем просто интерес. Одно дело – любить смотреть спектакли или слушать музыку, другое – заниматься в драматическом кружке, овладевать техникой исполнительского мастерства. Во втором случае обнаруживается не только чисто познавательное, но и активное, созидательное отношение к объекту. Склонности проявляются в занятиях любимым делом, на которые тратится большая часть свободного времени, и определяются выражением «хочу делать».
Вам предстоит сделать выбор: из множества профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих – нужна людям, обществу.
В вашем выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед семьей, людьми, обществом и т.д.
Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.
Первое, что надо решить, - это какой путь избрать. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
- социальный заказ, положение на рынке труда;
- уровень материального обеспечения семьи;
- возможности получения помощи в обучении;
- условия оплаты труда в данной сфере;
- местная инфраструктура профессионального образования.
Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую вы хотите, определить ее тип, класс, отдел (Я-хочу). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
И третья часть выбора – учесть свои возможности (Я-могу):
- интересы, склонности;
- успехи в учебе и потенциальные способности;
- свои сильные и слабые стороны;
- состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
- знаниях о мире профессий;
- знаниях о выбираемой конкретной профессии;
- изучении своих интересов;
- знании своих сильных и слабых качеств;
- состоянии своего здоровья;
- учете материальных условий семьи;
- учете ситуации на рынке труда.
Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс. Окончательное решение предстоит приять вам самим.
Ошибки при выборе профессии:
- увлечение внешней или частной стороной профессии;
- незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
- неумение разбираться в своих способностях;
- неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.;
- незнание пути получения профессии;
- неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;
- перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;
- отождествление школьного учебного предмета с профессией;
- устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
- Вы должны помнить, что самые главные учителя ребенка – это вы.
- Имейте в виду, что хорошие оценки ребенка в школе, еще не означают, что он преуспеет в жизни, если не определится правильно. Жизнь, в которую они вступают, – это новая учеба. И троечник, постоянно осваивающий новое дело, может быстро догнать хорошиста, которому новое дело и знания даются труднее.
- Вы помните своего ребенка маленьким, когда он только начинал ходить? Он падал и вставал, снова падал, снова вставал. Так может быть и во взрослой жизни. Помогайте ему вставать, анализируйте причины падения, подсказывайте! Ведь вы знаете своего ребенка лучше всех. И вы можете ему помочь во многом – в том числе и при выборе профессии. Вы больше чувствуете. К чему у него лежит душа.
- Не убивайте в детях инициативу! Разбросанные в комнате провода, болтики, поделки, выкройки, рисунки, вырезки – это не мусор. Это склонность, увлечение. Это – начало выбора профессии. Или познание того, что потом пригодится в жизни.
- Помните! Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения, т.е. то, что нравится вам. Но это не обязательно может нравиться вашему ребенку. В мире нет двух одинаковых листьев, двух одинаковых отпечатков пальцев, двух одинаковых людей, двух одинаковых интеллектов. Подсказывайте, обсуждайте, взвешивайте, но принимать решение предоставьте своему ребенку. Он лучше знает, к чему его больше влечет.
- Ваш ребенок мог плохо учиться (или учится) в школе потому, что у него недостаточно заложен вербально-лингвистический интеллект, а школа именно на него и ориентируется. Но в ребенке могут быть (и есть!) другие виды интеллекта. Помогите детям их узнать и раскрыть. Все дети способные, все хотят учиться! Но не одному и тому же и не одинаковым способом. Может, ваш ребенок окажется способным к освоению профессии через практику. Привлекайте его ко всему, где что-то надо делать и соображать самому. Многие именно так научились играть на музыкальных инструментах, не зная нот и не беря ни у кого уроков. Но у них было желание! Помните: «терпение и труд – все перетрут»!
Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Республики Беларусь
Областной проект «Мой профессиональный старт»
«ДОРОЖНАЯ КАРТА»
по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся
в рамках реализации областного проекта
«Мой профессиональный старт»
«Дорожная карта» предназначена для организации системной, комплексной профориентационной работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в рамках областного проекта «Мой профессиональный старт».
Цель «Дорожной карты»:
создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии с личностными и возрастными особенностями, региональными потребностями в кадрах
Задачи:
познакомить учащихся с основами трудоустройства и трудового права Республики Беларусь;
оказать помощь в проектировании жизненных и профессиональных планов учащихся в соответствии их с возрастом, интересами, склонностями и способностями;
оказать психолого-педагогическую поддержку учащихся на этапе выбора сферы будущей профессиональной деятельности с учетом медицинских требований;
обеспечить внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы.
Структура «Дорожной карты»
Цель |
Задачи |
Методы и формы работы |
Сроки |
Ответственные |
Дошкольное образование Этап эмоционального отношения |
||||
Формирование эмоционального отношения к миру профессий
|
Знакомство с миром профессий; формирование интереса к труду; содействие развитию элементарных трудовых умений (навыки самообслуживания) |
Сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Скорая помощь», «Магазин»; дидактическая игра «Мир профессий»; экскурсии на предприятия и организации; викторина «Что я знаю о профессиях»; конкурсы рисунков: «Все профессии важны, все профессии нужны»; беседы о важности и значимости различных профессий; загадки о профессиях; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. |
В течение года |
Воспитатели |
Показатели эффективности профориентационной работы на данном этапе: общая ориентация в мире профессий; сформированы представления о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий; сформировано положительное отношение к разным видам труда и потребность в оказании взрослым посильной помощи.
|
Рекомендации учащимся "Как правильно выбрать профиль обучения и профессию"
Рекомендации учащимся "Как правильно выбрать профиль обучения и профессию"
Выбор профиля обучения и профессии – важное и ответственное дело!
Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь свои интересы, склонности, способности, желания, состояние здоровья.
Существует «формула выбора профессии»:
Первый фактор – «Хочу». Это интересы, склонности, желания, мечты. Важно оценить свои интересы и склонности, определить, какие профессии нравятся.
Второй фактор – «Могу». Это психофизиологические возможности, здоровье, способности. Узнай о требованиях, которые предъявляет выбранная профессия.
Третий фактор – «Надо». Это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, выбранная профессия должна быть интересна и привлекательна, соответствовать способностям, состоянию здоровья, пользоваться спросом на рынке труда.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию». Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья. При выборе профессии нужно учитывать СВОИ интересы, склонности, а не руководствоваться увлечениями своих друзей. Одно дело – сравнивать себя с другими и совсем другое – слепо подражать им. Нужно прислушаться к себе и разобраться, что действительно тебе интересно, а не другу, а потом сделать свой самостоятельный, осознанный и осмысленный выбор.
Выбор престижной профессии. Интерес к престижным профессиям есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям.
Отождествление учебного предмета с профессией. Даже если тебе нравится какой-то определенный школьный предмет, интерес к нему не обязательно свидетельствует о том, что тебе понравится и связанная с ним работа. Например, тебе нравится иностранный язык. Существует много профессий, требующих знания иностранного языка. Понравится ли тебе работа преподавателя иностранного языка, переводчика? Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень - то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках иностранного языка. Важно понять, что школьный предмет – это еще не профессия, это область знаний, в которой можно продолжить образование.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится. Типична ситуация, когда профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. Например, ты решил связать свою жизнь с географией только потому, что тебе нравится учительница географии, интересный, обаятельный человек, увлеченный своим предметом. Если такой интерес к личности принимается за склонность к профессии – велик риск ошибки. Или наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим человеком, представителем определенной профессии, может сформировать негативный стереотип о профессии в целом. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности профессиональной деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится определенный человек, занимающийся данным видом деятельности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии. Любая профессия предъявляет требования к состоянию здоровья человека – более или менее жесткие. Например, чтобы стать лётчиком или пожарным, нужно иметь стопроцентное здоровье. Необходимо помнить, что наличие некоторых хронических заболеваний может быть противопоказанием для освоения многих профессий. Выбирая профессию, нужно учитывать состояние здоровья, особенности организма, поскольку существуют профессии, которые могут быть противопоказаны, они могут ухудшить состояние здоровья.
Незнание мира профессий (слабая информированность о мире профессий, устаревшие сведения о характере и условиях труда, увлечение только внешней стороной профессии без учета её содержания и возможных трудностей). Это одна из самых распространенных ошибок, которую допускают люди, осуществляя свой профессиональный выбор. Часто, размышляя о профессиях, мы представляем себе лишь вершину айсберга. Спортсмен успешно выступает на соревнованиях, легко и красиво выполняет показательные выступления, но за этой непринужденностью скрывается напряженная подготовительная работа, ежедневный труд. Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю привлекательность, нужно узнать как можно больше о содержании труда. Важно четко представлять себе, какие виды деятельности включает будущая специальность, каковы трудности и особенности работы.
Ориентация сразу на профессии высокой квалификации. «Хочу быть директором» – очень распространенное желание среди выпускников. Директор – это не профессия, это должность. Подниматься по карьерной лестнице необходимо постепенно, шаг за шагом, постоянно повышая свою квалификацию, уровень образования. Типичной ошибкой является также выбор не профессии, а высшего образования как такового. В последнее время всё чаще встречаются люди, которые поступают в ВУЗ только за тем, чтобы получить заветную корочку. Такой студент нацелен на диплом, а не на профессию. Сами решайте, какой профессионал из него получится. Да и по специальности такие выпускники в большинстве случаев не работают.
Выбор профессии под давлением родителей:
- Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
- родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;
- родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии;
- родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование.
Шаги к выбору профессии
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Подумай над тем, каким требованиям должна отвечать твоя будущая работа.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера.
ШАГ 3. Больше информации! Активно собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.
ШАГ 4. В ВУЗ — на экскурсию. Неплохо съездить на «день открытых дверей» в ВУЗ — и желательно не в один.
ШАГ 5. Обсуждайте альтернативы. Выбирая профессию, не зацикливайтесь на одном варианте.
Выбор профессии – это выбор жизненного пути. Планирование профессионального будущего - одна из важнейших задач, стоящих перед человеком. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависит психологическое и материальное благополучие, успешная самореализация человека в его дальнейшей жизни. Выбранная профессия должна быть в первую очередь любимой, к ней должно лежать сердце, а уже во вторую очередь – высокооплачиваемой и модной, ведь даже если мода пройдет, а зарплата изменится, любимая профессия у тебя останется.
Советы родителям "Как помочь ребёнку выбрать профессию"
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Поэтому помощь родителей в этом важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:
- обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;
- рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;
- учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;
- если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;
- "не давите" на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;
- поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;
- если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.
Сделать правильный выбор - значит найти профессию, которая:
- интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.
- доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.
- имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.
Типичные ошибки,
которые совершают родители выпускников школ при выборе профессии:
- желание ребёнка реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво переносят на своего ребёнка;
- родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;
- родители считают, что ребёнок недооценивает или переоценивает свои возможности;
- родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование;
- родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии.
Ошибки школьников при выборе профессии:
- Незнание мира профессий
- слабая информированность о мире профессий;
- устаревшие сведения о характере и условиях труда;
- предубеждения в отношении престижности профессии.
- Незнание себя
- необъективная оценка своих способностей;
- незнание своего здоровья;
- нежелание или неумение соотнести свои способности к требованиям профессии.
- Незнание правил выбора профессии
- отождествление учебного предмета с профессией;
- перенос отношения к человеку на профессию;
- выбор профессии «за компанию»;
- выбор профессии перекладывается на родителей.
Как поддержать ребёнка в выборе профессии:
- В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.
- Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают; престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.
- Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
- Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.
- Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.
Мы в соцсетях: